«Коперниканский
переворот» Канта (идея, что субъект познания активно и творчески воспринимает
объект, а не объект сам прыгает ему в глаза-уши-мозг) и интенциональность
(сознание всегда есть сознание чего-то) в практическом отношении имеют очень
простое и очевидное следствие: человек сам задает свое отношение к ситуации.
Реакция
– эмоциональная, интеллектуальная и духовная – порождаемая тем или иным фактом,
не является ни однородной, ни однозначно детерминированной, ни неизбежной. Каждому
раздражителю из внешнего или внутреннего мира А соответствует не реакция Б, а
целый веер реакций – Б1, Б2, Б3, … Бn+1. Большую часть времени человек, конечно же, не выбирает между
ними хоть сколько-то сознательно. Заданная предыдущим течением мысли или
чувства, взглядами на жизнь, предубеждениями, реакция Б1 очень часто кажется
единственно возможной, и другие варианты не то что отметаются, а даже не
регистрируются сознанием. В этой очевидности – машинальность нашего
существование и отсутствие той самой осознанности.
На
самом деле эта работа по выбору производится постоянно, и любопытно – и крайне
полезно – хотя бы время от времени исполнять ее «самостоятельно», то есть, более-менее
сознательно.
Это
как, знаете, тот камень на распутье. Или комната с кучей дверей, на каждой из
которых – табличка. Куда идти?
Чаще
всего человек прет по тому пути, который по каким-либо причинам является самым
легким. Но интенциональность и активность субъекта познания означают, что если
человек позволит себе задержаться у камня, он действительно может выбрать
направление потока своего сознания. Сосредоточиться ли ему на переживании
настоящего или предаться мыслям о прошлом, остаться в хорошем расположении духа
или опечалиться, начать тревожиться за будущее или расслабиться – это все выбор.
В потоке сознания можно беспомощно бултыхаться, а можно обзавестись веслом и рулить
в тот или иной рукав или приток, который, стоит в него повернуть, тут же станет
основным руслом – и очень скоро распадется на новое количество вариантов.
Наше
сознание постоянно вступает во взаимодействие с некими раздражителями, и
реакция на них может казаться очевидной только в силу привычки, уже имеющегося
навыка. Для того, чтобы осознать, что дверь не одна, а десяток, нужно хотя бы
немного отстраниться, отойти к дальней стене комнаты и поводить взглядом по
сторонам. Если это удалось сделать, если удалось избежать машинальной очевидной
реакции, стандартного отношения – остальное, в общем, дело техники: выбирайте
дверь по вкусу и наслаждайтесь тем миром, который вы сами для себя только что
создали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий