Я
читала книжку «Античная философия и духовные упражнения» Пьера Адо и думала:
как жаль, что нас не заставили прочесть ее где-нибудь в октябре первого года
обучения – она бы многое прояснила (или нет, допуская, что все всегда
случается своевременно).
Если
припомнить выражение, что хорошие книги говорят о том, что мы и так уже знаем,
то эта послужила готовой формулировкой того, что я чувствовала давно: что не
так с нашей академической философией, чем она отличается от настоящей философии
и почему из всего того, что мы изучали, мне всегда были ближе, например,
экзистенциалисты или около-религиозная философия – та, которую я для себя
определяла как меняющую что-то во мне, в моем взгляде на мир.
(Правда,
я поняла еще, что дело абсолютно не в самом по себе философе или течении, а
только в нашем с ними взаимодействии и внутренней готовности – или желании –
войти в нужный для изменений резонанс, который может случиться и от Гегеля, и
от какой-нибудь аналитической философии, если подходить к делу всерьез).
Главная
мысль Адо такова, что в античное время философия была, собственно, «духовным
упражнением» и была призвана формировать не просто взгляд на мир или знания, а жизнь, ценности, поведение – в
общем, менять всю систему бытия человека в мире и с миром, и в этом деле
теоретическая часть была важна лишь постольку поскольку была базисом того, что
человек должен был по-настоящему понять и исполнить (почти как в буддизме, в
общем, где вопрос о создании мира не имеет значения, ибо важно то, что
относится к «практической» стороне дела, и сама практика – медитации в буддизме
или медитации как размышления и сосредоточения в западной культуре).
Мне
близко такое понимание философии: оно объясняет и то, что в ней для себя вижу и
хочу брать я сама, и то, почему всякие гегели оставляли меня абсолютно
равнодушной, и даже то, чем отличается философия не только от этой нашей
истории философии, но и от кухонного философствования, которое тоже направлено
на «практику», но при этом не обладает достаточной в том числе и теоретической
базой для того, чтобы эту практику полноценно в жизнь воплощать.
Ввиду
этого всего академическая философия, или скорее изучение философии, имеет
несколько очень важных недостатков.
Первый
– это вот то самое, сформулированное у Сэлинджера:
«Мне
кажется, все это не так уж меня бы расстроило, если бы хоть один раз - хоть
р_а_з_о_к - я от кого-нибудь услышала пусть самый маленький, вежливый,
мимолетный намек на то, что знание д_о_л_ж_н_о вести к м_у_д_р_о_с_т_и, а
и_н_а_ч_е это просто возмутительная трата времени, и все! Как бы не так! Во
всем университете никогда никто и не з_а_и_к_н_е_т_с_я о том, что
м_у_д_р_о_с_т_ь - это цель всякого познания. Даже само слово "мудрость"
и то почти не упоминается».
Знания
ради знания – это как пассажиры в метро где-нибудь в Китае или Индии, когда
нужен тот самый полуанекдотический утрамбовщик, своим пузом впихивающий людей
в вагон. И никто не скажет о том, что на самом деле тебе вообще можно не
спускаться в метро, потому что у тебя есть, например, велосипед – или же ты и
вовсе можешь пойти пешком, подышав свежим воздухом и насладившись красивыми
видами, а не пытаясь впихнуть в свою голову как можно больше имен, дат и
бессвязных философских концептов.
Философия
(пусть даже академическая) в идеале должна показывать путь, учить человека
ходить или пользоваться велосипедом, а вместо этого чаще всего человек начинает
утрамбовывать в свою голову китайцев.
(Хотя,
нельзя не признать, что и академическая философия все-таки работает как
указатель дороги – другое дело, что куда хуже, чем могла бы, и совсем не
говорит о том, что на самом деле она должна делать именно это, а не что-то
другое).
Второй
недостаток тот, что, если даже каким-то образом студент хотя бы интуитивно
понимает, для чего ему нужны получаемые знания – он с трудом может отследить
свой прогресс и увидеть результат. Даже если ты знаешь, куда идешь, то едва ли
можешь понять, как и какими темпами.
Дело
обстоит точно так же, как с физическими упражнениями. Я вот, например, смогла
заниматься зарядкой только где-то на первом курсе универа: именно тогда я с
удивлением обнаружила, что, если я регулярно отжимаюсь на тех занятиях, до
которых дохожу, на следующих я могу отжиматься уже больше; до этого то, что,
занимаясь спортом, человек действительно что-то тренирует и улучшает в себе,
казалось мне информацией абсолютно умозрительной и не имеющей ко мне
непосредственного отношения.
С
мозгами все так же, но отследить прогресс в нашем деле почти невозможно: да, я
могу к четвертому курсу заметить, что мне стало легче писать и читать тексты,
но это произойдет уже исключительно пост-фактум, никакого постепенного роста,
никакого наращивания темпов или умений, просто ты входишь в это дело
(поступаешь в универ) и выходишь: если так и не понял, зачем эти знания нужны –
академической воблой, или – если понял – либо с целым комплексом
психологических и духовных проблем, либо чуть более просветленным (в
зависимости от того, теми ли упражнениями занимался и не надорвал ли пару мышц –
но вообще обычно и то, и другое поставляется в комплекте, потому что не
надорвать себе ничего при отсутствии тренеров и регулярных сознательных упражнений
просто невозможно).
Если
с первым недостатком еще можно хоть как-то пробовать бороться, то здесь
остается только смириться (расслабиться и получать удовольствие). И продолжать упражняться,
конечно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий