Лу
Саломе, занявшись психоанализом, советовала Рильке не прибегать к нему, иначе
он не сможет писать (тут все очевидно).
Есть
два варианта продуктивного взаимодействия с собственным опытом – сублимировать,
сконцентрировать его в произведение искусства или же развернуть и проанализировать
в процессе коммуникации (формами которой являются и сам психоанализ, и, например,
написание поста в бложик).
Можно
было бы воспользоваться дильтеевской терминологией и сказать, что творчество –
это понимание (хотя скорее все же «выражение»), а коммуникация – объяснение. У
Дильтея понимание – процесс опосредованного некими внешними выражениями, в том
числе текстом, проникновения в другое сознание. Творец, создавая что-то, так же
– при помощи собственного произведения – проникает в собственное сознание;
«выражение» – сотворение чего-то – это
способ вести диалог сам с собой. По Коллингвуду, настоящее искусство рождается,
когда процесс творчества для творца является одновременно самопознанием.
Искусство
не существует без оригинальности, а диалог с собой просто не может полноценно
состояться на поверхностном уровне. Волей-неволей творец должен
сконцентрировать свои эмоции, выбрать из их спектра те, что являются наиболее
индивидуальными, полнее всего выражающими его «Я» – и именно из них делать острие
атаки. Эмоции должны быть преобразованы в творение максимально
индивидуализированное, личностное, и тогда творец познает что-то в себе, а
творение найдет у публики отклик в духе «я никогда об этом не думал, но так оно
и есть» – публика обнаружит для себя (и в себе) нечто, что раньше было сокрыто.
В
коммуникации все происходит с точностью до наоборот. Если в творчестве автору
хочется/нужно выразить
себя, то для успешной коммуникации нужно, чтобы его поняли. Для того, чтобы
сделать свои мысли и чувства доступными собеседнику, их приходится выражать в
форме, тяготеющей к максимальному обобщению (почти научности). Растерянность,
страх, любовь, боль – это все ярлыки, которые люди навешивают на мешочки с зачастую
совершенно разным содержимым; но в диалоге невозможно, как в творчестве, просто
распахнуть свой мешочек и дать собеседнику засунуть в него нос. Можно лишь
обменяться ярлыками, и от того, насколько точно ярлык подобран (то есть,
насколько слово для обозначения чувства или мысли есть унифицированный термин)
зависит то, насколько хорошо тебя поймут.
В
диалоге носитель опыта ищет в нем не индивидуальное, а, напротив, черты
фамильного сходства, обобщает, оставляет за скобками «ненужное» (невыразимое –
то есть, самое важное), приводит к общему знаменателю. Это позволяет передать
чувство – но при этом уничтожает его подлинную суть, заменяя ее более-менее
удачными (и чем более удачными, тем более безликими) формулировками.
Коммуникация
или пост в блоге (как и психоанализ) терапевтичны потому, что, превращая
чувство в дискурс, они забирают у него то, что делает его чувством – его заряд,
накал, неповторимость, сложность, многогранность.
Очевидно,
что собственно опыт (чувство) всегда несоизмеримо больше, чем слово, его
обозначающее. Художественный текст (особенно поэзия), картина или музыка
способны если и не передать эту полноту (что в принципе невозможно, ибо люди не
проникают в сознание автора, а лишь ищут в себе созвучный опыт), то хотя бы
намекнуть на нее.
Не-художественное
выражение чувств всегда делает их банальными. Чувство, превращенное в слово,
становится пустым, оно уже не переживается, не воспринимается, как свое – и чем
адекватнее выбранное слово, чем точнее и «научнее» проведен анализ, тем это
вернее. В творчестве чувство связано с диалектикой имманентного/трансцендентного (самое
глубинное и личное в результате оказывается универсальным, способным задеть очень
многих), в коммуникации же чувство попросту отчуждается, объективируется и становится
недоступным своему субъекту; слово теряет связь с реальностью и заменяет ее. У
человека остается не настоящая растерянность (страх, боль, любовь), а разложенная
на составные, выхолощенная, объективированная «растерянность» (страх, боль,
любовь), о которой можно говорить, но которую уже невозможно переживать.
В
общем, ребята с Дао, выраженным словами, порешали этот вопрос уже давным-давно,
и говорить об этом (да еще и так долго) есть смысл только затем, чтобы
напомнить (в том числе себе), что эти две формы работы с мыслями и чувствами плохо
сосуществуют друг с другом. Если ты подвергаешь себя «психоанализу», нечего
потом пенять, что не можешь творить, а, творя, уж не обессудь, если просто так
взять избавиться от опыта не удастся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий